Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В России, впрочем, как и в мире, участились разводы. Около половины браков продуктивного возраста 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети. В 2019 году органами ЗАГС зарегистрировано 950 167 браков, число расторгнутых браков остается по-прежнему высоким 620 730 случаев (рост к уровню 2018 года составил 6,3%) [15].
Семья − это самое важное, что есть у ребёнка. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому развод родителей может очень сильно повлиять на психологическое состояние ребёнка и его дальнейшую жизнь. Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей развод − это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости. А для подростков это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.
Объект исследования – психическое состояние человека и особенности его формирования.
Предмет исследования – влияние развода на психическое состояние ребенка.
Цель курсовой работы – изучение влияния развода на психическое состояние ребенка. Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие и сущность развода;
2) Выявить причины развода и его влияние на психическое состояние ребенка;
3) Проведение социологического опроса по поводу влияния разводов родителей на состояние ребенка
4) Представить рекомендации родителям по снижению негативного влияния развода на ребенка.
В ходе написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: обзор научно-методической литературы, синтез, индукция и дедукция, социологический опрос (анкетирование).
Организация исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №…» город... Исследование проводилось с 02.09.2020-05.09.2020 гг. В исследовании приняли участие школьники 4-11 классов в количестве 225 человек.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, в частности, И.Т. Балабановой, Т.В. Андреевой, С.И. Голод и др. Анализу влияния основных социальных изменений в современной России на разводимость посвящены исследования Е.Г. Лактюхиной, А.Р. Хамзиной, В.В. Яркова, в которых раскрывается социальная сущность развода, обосновывается положение о том, что развод сегодня является одним из параметров общественной жизни. Рассматривается история развода, выделяются факторы, увеличивающие его вероятность, анализируются причины развода и его последствия для членов семьи и для общества.
Информационной базой исследования послужили периодические издания, данные Росстата, Интернет – источники.
Теоретическая и практическая значимость. Сформулированные теоретические и практические выводы способствуют расширению и углублению имеющихся знаний о влиянии разводов на психическое состояние ребенка. Материалы исследования могут явиться основой для проведения дальнейших разработок по данной тематике.
Структура курсовой работы определена закономерностью исследования и состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Развод как социальная проблема
1.1 Понятие и сущность развода
Семья представляет собой самое важное, что есть у любого ребёнка. Именно в семье происходит удовлетворение базовых детских психологических потребностей в любви, общении, безопасности. Каждый ребенок на примере родителей обучается построению дальнейших взаимоотношений, восприятию хорошего, переживает кризисные ситуации. В этой связи, развод оказывает определенного рода воздействие на психологическое состояние ребенка и его последующую жизнь.
На сегодняшний день в семьях ослабляется экономическая функция, главное – психологическая атмосфера, взаимодействие супругов друг с другом, супругов и детей. Ключевые функции семьи – воспроизводственная и воспитательная. Очевидно, что при ослаблении таких функций является кризисом семьи, потому что процессы изменения иных зачастую воспринимаются в качестве трансформационных [4, с. 121].
Основными факторами, которые оказывают воздействие на стабильность семьи, являются:
- распространение западных ценностей по всему миру;
- трансформация экономического уклада;
- проявления индивидуализма;
- перераспределение социальных ролей между женщиной и мужчиной и пр. [5, с. 82]
Проблема развода является одной из крупнейших социальных проблем в современном обществе. Развод представляет собой достаточно институционализированный социальный механизм по прекращению брачных отношений, который предоставляет бывшим супругам возможность заключить брак повторно.
Необходимо отметить, что фактическое прекращение брака не является юридическим расторжением. Брак - двусторонний договор, который предусматривает взаимные права и обязанности супругов.
Следует выделить различные точки зрения на развод, его понимание:
С точки зрения Е.Г. Лактюхной, развод представляет собой кризис брака как социального института [9, с. 54]. По мнению А.Р. Хамзина, развод является неотъемлемым атрибутом брачно-семейных отношений, который развивается в рамках расширения индивидуальной свободы и утверждения реального равноправия полов [6, с. 15]. По мнению С.А. Киреева, увеличение разводимости в стране является негативной тенденцией, которая имеет в своей основе объективные факторы, формируемые на всех уровнях общественности [17, с. 17].
Итак, развод является актом, который прекращает на время правоотношения между супругами.
По замечанию В.В. Яркова, брак – основа семьи, предназначение которой, заключается в воспитании детей и заботе об их будущем [20, с. 11]. Условия вступления в брак, основания его расторжения не могут быть частным делом самих супругов. Так, вступая в брак, супруги берут на себя определенные обязанности, в частности, воспитание детей.
Рассматривая проблему развода, появляется вопрос о соотношении понятий «развод» и «расторжение брака». В научной (юридической) литературе и источниках зачастую применяется понятие «расторжение брака». Исследования обладают комплексным характером и связываются с социологией и философией, используется в этом случае понятие «развод». В правовой доктрине понятия «развода» и «расторжения брака» традиционно рассматриваются как тождественные.
Итак, правовая природа развода является достаточно дискуссионной.
С позиции христианской религии, брак заключается «на небесах», в этой связи, расторгнуть такой пожизненный союз не представляется возможным. По такому пониманию брак – таинство, между супругами появляются отношения, которые вытекают из физической, духовной и материальной природы человеческого существования. Такая идея не находилась в соответствии текущим отношениям в обществе. До середины XX века идея нерасторжимости брака воплощалась в законодательстве Италии, Испании и стран Латинской Америки. В государствах, в которых развод допускался, развод был санкцией за виновное поведение супруга. В это время сформировалась концепция развода как санкции за виновное поведение супруга [5, с. 74].
В 60-х годах XX века произошла либерализация института развода и сформирована такая идея, как допустимость развода при непоправимом распаде семьи.
Психолог М.В. Антокольская определила такие концепции по расторжению брака, как: развод-санкция, которая базируется на виновном поведении какого-либо из супруга; развод-констатация, которая базируется на непоправимом распаде семьи; развод-соглашение, которая базируется на взаимном согласии сторон; развод-требование, который базируется на одностороннем волеизъявлении кого-либо из супруга [3, с. 56].
По концепции развода-санкции, вина у кого-либо из супругов, в частности, девиантное поведение, аморальное поведение - являются основанием в получении права супруга на развод.
Текущая концепция расторжения брака в европейских странах выстраивается на идеях непоправимого распада семьи.
По мнению Ю.А. Королева, развод «возможный, но не обязательный разрушающий брак – результат неудачного развития семейных отношений». Подобное мнение у Н.Я. Соловьева, который указывает, что «если брак является появлением и зарождением нравственной жизни семьи, то развод – нравственная смерть, распад брачного союза».
По концепции «непоправимого распада семьи», развод определяет объективную невозможность последующего совместного проживания. При этом нет разницы, кто виноват в прекращении брака. На западе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2018. - 244 с.
2. Антонов, А.И. Семья как высшая ценность общества / А.И. Антонов // Психология отношений. – 2018. - № 2. – С. 51-53.
3. Антокольская, М.В. Семейная психология: учебник / М.В. Антокольская. – М.: Лига, 2016. – 233 с.
4. Балабанова, И.Т. Психология / И.Т. Балабанова. – М.: Наука, 2017. – 318 с.
5. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. - 2016. - № 6. - С. 74–87.
6. Киреева, С.А. Разводы и браки / С.А. Киреева // Киберленинка. – 2019. - № 6. – С. 15-23.
7. Кондрашенко, В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018. – 217 с.
8. Королев, Ю.А. Семейная психология и социология / Ю.В. Королев. – М.: Наука, 2016. – 308 с.
9. Лактюхина, Е.Г. Семейная психология / Е.Г. Лактюхина // Психология отношений. – 2019. - № 4. – С. 53-58.
10. Ларионова, М.А. Как развод влияет на психику детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/497 (дата обращения: 09.09.2020)
11. Левин, К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2017. – 204 с.
12. Михеева, М.Р. Психология отношений / М.Р. Михеева. СПб: Питер, 2018. – 314 с.
13. Осипова, А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: Сфера, 2016. – 247 с.
14. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 328 с.
15. Росстат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 09.09.2020)
16. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. – 2017 – 224 с.
17. Хамзина А.Р. Развод и дети / А.Р. Хамзина // Киберленинка. – 2017. - № 6. – С. 15-18.
18. Щербакова, М.А. Влияние развода на психическое состояние ребенка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mdoo30rzn.ru/vliyanie-razvoda-roditelej-na-psixologicheskoe-sostoyanie-rebenka/ (дата обращения: 09.09.2020)
19. Яковенко, С.Т. Социологические исследования / С.Т. Яковенко. – М.: Наука, 2016. – 412 с.
20. Ярков В.В. Бракоразводный процесс: причины и последствия / В.В. Ярков // Психология. – 2019. - № 7. – С. 11-16.